О синдроме самозванца и призвании
- Мария Александрова
- 13 янв. 2016 г.
- 3 мин. чтения

Синдром самозванца заставляет человека обесценивать свои достижения и тревожится о том, что в любой момент его успех может быть разрушен. Но где корни такой тревоги?
По моей личной статистике, такой синдром есть у большинства моих коллег - успешных менеджеров. И чем они успешнее, тем синдром выраженнее.
Википедия приводит следующее определение этого термина:
Синдром самозванца (англ. Impostor (imposter) syndrome) — психологическое явление, при котором человек не способен интернализировать свои достижения. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они — обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, что они более умны и компетентны, чем есть на самом деле.
На мой взгляд, Роберт Резник, гештальт-терапевт и основатель Лос-Анжелесского института Гештальт-терапии, отлично сформулировал причину синдрома в своей классификации самореализации. «Есть два способа самовыражения — аутентичный и стратегический. Аутентичный — показывать то, какой ты на самом деле.
Стратегический — изображать кого-то другого с целью получения выгоды. Любой, идущий стратегическим путем, рано или поздно обнаруживает, что все те блага, которые у него появляются, получает на самом деле не он, а имидж, призрак, который он сам же и сотворил.»
И тогда «самозванец» действительно существует. Это – тот образ «успешного» человека, который создает свою жизнь в соответствии с чужими ценностями и правилами. Эти другие, которые создали правила для него, конечно же, не чужие ему люди. Вероятнее всего, наоборот – самые близкие и значимые. Но в их руках оказывается власть над его жизнью, а в его руках – пустота и вечная тревога. А еще вопрос о бессмысленности его жизни. Ведь смысл, как и выбор, находится только внутри нас.
Вопрос Призвания лежит в той же плоскости, что и вопрос смысла и аутентичной самореализации. Чтобы жить в Призвании необходимо найти себя, свои смыслы, свои интересы, свои «таланты» и свою мотивацию и отделить ее от того, что мы знали о себе и мире «с детства». Но знали с чужих слов.
На мой взгляд, эта часть работы в коучинге призвания – самая сложная, но и самая благодарная. На этом этапе мы с клиентами сталкиваемся со страхами, разочарованиями, неверием в себя. А еще с «толпой» общепринятых убеждений: призвание есть не у каждого; я же точно не Эйнштейн и не Стив Джобс; я не хочу строить «воздушные замки» - я все равно не способен их достичь, я никогда особенно ничем не увлекался; работать нужно для денег, а не удовольствия….
Но в конце этого этапа мы часто обнаруживаем, что призвание – это не высокие слова. Это бывает очень просто – делать шоколадные конфеты и радовать этим других, создавать и руководить проектами корпоративной социальной ответственности и приносить пользу своей стране, стать тренером по пилатесу и делать других здоровее, создать красивое и удобное мобильное приложение и доказать, что можно делать хорошие вещи и получать удовольствие.
И тогда нет места чувству, что ты - самозванец. Для того, чтобы чувствовать себя самозванцем необходимо, чтобы мир был сфокусирован на оценке тебя, твоей личности и способностей. И в этом состоит смысл твоей жизни. А это небезопасно и вне зоны контроля.
А когда мы находим призвание, мир фокусируется на ценности того, что я могу делать для Других. И тогда тревога спадает. Я могу дать столько, сколько могу и делаю то, что мне интересно. И когда кому-то это нужно, и он этим пользуется – я получаю удовлетворение и хочу продолжать делать это еще лучше. Для меня формула призвания выглядит так.
Ну, и деньги, конечно. Но об этом - в следующий раз.
Ваш коуч Призвания
Мария Александрова